Осторожно, мошенники!
ПАМЯТКА
пожилым гражданам о профилактике социального мошенничества
В настоящее время мошенничество является одним из распространенных видов преступлений. Все больше людей становятся жертвами мошенников.
Наиболее уязвимыми и наиболее предпочтительными для мошенников являются люди пожилого возраста, а также инвалиды. Пользуясь доверчивостью, преступники, представляясь работниками различных социальных учреждений, благотворительных фондов или жилищно — коммунальных служб, вводят людей в заблуждение и завладевают материальными средствами. Чтобы не стать жертвами мошенников, обращаем внимание на ситуации, которые должны Вас насторожить.
Если социальные работники, слесари, электрики или представители жилищно- коммунальной службы пришли к Вам без вызова, это повод насторожиться!
Если не знаете человека в лицо, попросите его предъявить документы или спросите в какой организации он работает. До того как открыть дверь незнакомцу, позвоните в названную им организацию и уточните, работает ли у них такой человек.
Не стесняйтесь — это совершенно нормально!
Социальный работник может прийти только после заключенного с Вами договора о предоставлении социальных услуг и постановки на учет в организации социального обслуживания. Поэтому открывать дверь каждому, кто назвался социальным работником, не нужно.
Выплаты и доставка на дом пенсий и других социальных выплат пенсионерам осуществляются уполномоченными на это органами и организациями (почта, банк и т.д.). Доставка на дом пенсий может производиться работниками почтовых отделений.
В должностные обязанности социальных работников доставка и вручение пенсий гражданам пожилого возраста не входит. Социальные работники, которым Вы доверяете, могут получать и приносить пенсию только по выданной Вами доверенности.
Обмен (размен) денег кроме как в кредитном или ином уполномоченном на операции с денежными средствами учреждении проводиться не может!
Обращаем внимание, что социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются пожилым людям на основании поданного ими заявления в органы и учреждения социальной защиты населения по месту жительства, индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора о предоставлении социальных услуг.
За получателем социальных услуг закрепляется социальный работник, имеющий служебное удостоверение, устанавливается график посещения — дни недели и часы посещения, выдается памятка с контактными телефонами должностных лиц организаций социального обслуживания или управления социальной защиты населения. В случае замены социального работника администрация организации социального обслуживания обязана предупредить Вас и сообщить фамилию, имя и отчество нового социального работника.
ПОМНИТЕ, неожиданных приходов социальных работников не может быть!
Незнакомые люди представляются слесарями, электриками или представителями сферы обслуживания и под предлогом проведения акции бесплатно предлагают провести проверку установленного в квартире оборудования или водопровода.
Не верьте! Проверка соответствующими службами проводится только после официального оповещения жителей дома!
ВНИМАНИЕ!
- Не открывайте дверь незнакомцам.
- Не впускайте в квартиру посторонних, сотрудников ремонтных служб или представителей ЖЭКа, если Вы их не вызывали.
- До покупки любой техники или препаратов, особенно дорогостоящих, обязательно посоветуйтесь с лечащим врачом и родственниками.
- Во всех случаях, когда к Вам пришли незнакомые люди, сообщайте об этом своим родным и близким.
«Мама, я попал в ДТП!»
Мошенники звонят представляясь сотрудниками правоохранительных органов, сообщают заведомо ложные сведения о том, что Ваш родственник попал в ДТП или совершил преступление и для решения проблемы необходима определенная денежная сумма, за которой приедет некий курьер.
Иногда преступники представляются сыновьями либо внуками пожилых людей, сообщают о том, что попали в ДТП и нужно передать деньги некоему человеку. ВНИМАНИЕ! Не делайте этого безоглядно! Сегодня техника позволяет подделать голос человека. Самое главное — не волнуйтесь, не поддавайтесь панике. Ответьте, что сможете собрать нужную сумму, свяжитесь с родственниками и если тревога окажется ложной — сразу же обращайтесь в полицию. Ни в коем случае не передавайте деньги незнакомым людям!
Смс — мошенничества
Масса вариантов, из которых самым распространенными является розыгрыш призов, когда мошенник сообщает о том, что Вы выиграли ценный приз, но существует один маленький нюанс — для получения приза необходимо оплатить налог на выигрыш, либо оплатить его доставку.
Мошенники рассылают сообщения с мольбой — «ребенку нужен донор». В смс указывается номер, куда нужно позвонить в случае согласия. При звонке со счета снимаются практически все денежные средства.
Типичные сообщения: «Мама, закончились деньги, срочно положи на этот номер» или «Мама я попал в аварию необходимо выслать деньги на этот номер» и другие подобные сообщения.
ВНИМАНИЕ! Не делайте этого! Это, как правило, мошенничество! Самое главное — не волнуйтесь, не поддавайтесь панике, свяжитесь с родственниками. Ни в коем случае не звоните по указанному в СМС номеру и не переводите деньги незнакомым людям!
«Дай позвонить»
Наиболее распространенный способ завладения чужим сотовым телефоном является просьба о срочном звонке.
Войдя в доверие потерпевшему и, как правило, заплатив небольшую сумму — 10- 30 рублей, как оплату за звонок, мошенник под каким-либо предлогом скрывается от потерпевшего, забрав телефон.
Мошенничества с пластиковыми картами
На телефон приходит сообщение о том, что Ваша банковская карта заблокирована и предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Не торопитесь звонить по указанному телефону!
Чтобы похитить денежные средства, злоумышленникам нужен номер Вашей карты и ПИН- код. Чтобы выманить эти сведения они могут сказать, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и ПИН- код для ее перерегистрации.
Как только сообщите эти данные, деньги будут сняты с Вашего счета.
ВНИМАНИЕ: Не сообщайте реквизиты Вашей карты! Ни одна организация, включая банк, не вправе этого требовать.
Для того чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка, бесплатный номер которого написан на обратной стороне банковской карты.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ:
- Никогда и никому не сообщайте ПИН-код Вашей карты.
- Пользуйтесь только защищенными банкоматами.
- Немедленно блокируйте карту при ее утере, краже.
- Храните карты в надежном месте.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ И ЗАПОМНИТЕ ЕЩЕ РЯД РЕКОМЕНДАЦИЙ:
- Познакомьтесь и дружите с соседями.
- Если на улице с Вами пытается заговорить незнакомец, обращаясь с просьбой, вопросом или предложением, будьте бдительны.
- Не входите в позднее время в подъезд, лифт вместе с незнакомыми людьми.
- Если придется идти поздним вечером, заранее планируйте маршрут, чтобы избежать слабо освещенных улиц, дворов, пустырей.
- Прежде чем принять любое решение, связанное со значительными расходами, обязательно посоветуйтесь с близкими.
- Надейтесь на себя и на свои силы.
- Не открывайте дверь незнакомым людям!
Если Вы почувствовали, что стали объектом внимания мошенников, незамедлительно обратитесь в полицию по телефонам: 02,102 и 112 (для всех сотовых операторов). Полиция работает круглосуточно, без выходных и праздничных дней!